Государственная пропаганда в России в зачаточном состоянии. Она нуждается в верно расставленных акцентах и кадровом обновлении. Такое мнение для NDNews высказал идеолог партии "РОДИНА", сопредседатель социально-патриотического клуба "СТАЛИНГРАД" Фёдор Бирюков, в рамках спецпроекта "Кремлевская пропаганда: что это такое?":
На мой взгляд, государственная пропаганда у нас находится в зачаточном состоянии. Она была порождена во время Крымской революции и по-настоящему заработала уже в ходе дальнейших событий на Украине и в Новороссии.
По сути дела, именно ситуация на Юго-Востоке вынудила Кремль к организации пропагандистских мероприятий, к созданию определенного пропагандистского блока. До этого момента фактически никакой подобной деятельности не велось в должном объеме, особенно по сравнению с тем, что делают в этом отношении США и Европа.
Сегодняшние события, когда мы вынуждены оправдываться после каждого заявления западных лидеров, говорят о том, что мы пока отстаем. Наша позиция достаточно уязвима именно потому, что не хватает опытных пропагандистов.
До этого момента вся государственная пропагандистская машина работала в режиме рекламного агентства. Это либеральный взгляд – неважно, что рекламировать, продать можно всё, "пипл схавает". Поэтому в информационном пространстве Россия ориентирована в том числе на зарубежные страны – до сих пор присутствуют противоположные элементы.
Даже в освещении событий на Юго-Востоке проскальзывают в речах дикторов и комментаторов такие слова как "сепаратисты", "украинские силовики". Хотя акценты нужно расставлять чётко: Киев – это военные преступники, хунта, каратели. А на Юго-Востоке сражаются даже не ополченцы, а армия ДНР и ЛНР – конечно, это ни в коем случае не сепаратисты, а представители законно избранных народных республик. Эти акценты необходимо было поставить с самого начала.
Проблема в том, что нет грамотных пропагандистов. Пропагандист – это человек, который не только продвигает определенную идею, тренды, но, что самое главное, является его сторонником. Он понимает это явление изнутри, разделяет эти принципы и поэтому их пропагандирует. В противном случае это всего лишь рекламный агент, который сегодня говорит одно, а завтра другое.
К сожалению, т.н. "кремлевская пропаганда" ещё в достаточной степени либеральна. Например, проведение в Москве в нынешних условиях Гайдаровского форума – тоже пропагандистская акция, но по сути антироссийская, потому что демонстрирует наличие ультралиберального гайдаровско-ельцинского крыла во власти. Посещение этого форума видными чиновниками ещё раз доказывает это.
Заявления членов правительства в ходе Давоского экономического форума также совершенно не соответствуют задачам госпропаганды. Сначала мы говорим о том, что санкции Запада стимулируют развитие отечественной экономики, стимулируют развитие промышленности и вредны скорее для Европы, чем для России, в то же время чиновники высшего ранга заявляют, что у нас будет рост безработицы, надо затягивать пояса и т.д. Это абсолютно контрпропагандистские заявления.
После таких заявлений логично было бы предположить, что правительство уходит в отставку как несправившееся. Если бы президент РФ Владимир Путин отправил бы это либеральное правительство в отставку, это был бы самый яркий и лучший пропагандистский шаг сегодня.
Но, к сожалению, у нас до сих пор либеральное лобби играет первую скрипку и затмевает даже президента. Поэтому в обществе сохраняется непонимание: почему существует патриотический, сильный, суверенный президент Путин, и при этом абсолютно либеральное, слабое, беззубое правительство, которое советует всем затягивать пояса, а у себя на поясе сверлят новые дырки, потому что пухнет и жирует.
Это видно и в России, и на Западе. Это очень слабый момент. Нужно кадровое обновление, необходимо создавать если не "министерство пропаганды", то целый информационный блок, информационный спецназ, который занялся бы позиционированием России в мире и внутри страны в борьбе с либеральной оппозицией, которая занимает исключительно прозападные позиции.
Это необходимо сделать крайне быстро, потому что времени нет. Мы видим, что Запад уже переписывает историю, как ему хочется. Через несколько лет история Второй мировой войны может быть совершенно другой в глазах западных обывателей, а также части наших граждан. Этот момент тоже не учтён нашей пропагандой.
Здесь речь идет не только о СМИ, но и о киноиндустрии. Вместо того чтобы спонсировать может и неплохие, но авторские фильмы, которые взывают к вечным проблемам и показывают людям страшноватые картинки в духе итальянского неореализма прошлого века, надо было бы заниматься съёмкой однозначных пророссийских патриотических фильмов по примеру США. Они не снижают пропагандистского накала, и каждый год выходит несколько блокбастеров, которые прославляют американских солдат, американскую внешнюю политику – и это все смотрят во всём мире.
А Россия позиционирует себя как свободная, но, скажем, несогласованная страна, в которой есть много мнений, а значит, и относиться к ней можно по-разному. Повторяю, пропагандистский блок необходимо коренным образом перестраивать, выбирать новых людей, избавляться от либерального хвоста и выстраивать принципиально новую информационную медийную пропагандистскую политику в условиях информационной войны, которая держится на абсолютно реальной войне, развязанной Киевом и Западом.
При этом телевидение однозначно сильнее Интернета. Я это проверял, что называется, на практике. Когда случилась одесская трагедия в мае прошлого года, российский сегмент Youtube пестрел этими страшными кадрами обожженных людей, жертв побоища, я встречался с иностранными тележурналистами (Японии и некоторых других стран), и они были не в курсе этих событий. У них Интернет показывал абсолютно иную картинку. Когда я показал им эти кадры, они были в шоке. Они не ожидали, что это может быть сегодня.
Поэтому Интернет, как выясняется, совершенно не всеобъемлющ, и более доступное телевидение иметь более сильный пропагандистский эффект. Неслучайно, что именно RussiaToday стал объектом нападок со стороны западных пропагандистов. Всегда, когда возникают проблемы с тем или иным государством, отрубают именно российское телевидение.
Интернет – большое пространство, целый океан, в котором надо уметь ориентироваться. А телевидение формирует картинки – Euronews в России формирует – одну, Russia Today – другую, федеральные российские каналы – третью. Поэтому телевидение играет первую скрипку в этом оркестре.