Война на Украине и разрыв с ней отношений, санкции Запада и общая напряженность ставит перед Россией и, в первую очередь, перед оборонно-промышленным комплексом и вооружёнными силами РФ сложные и амбициозные задачи. Внимание сейчас приковано к выполнению Госпрограммы вооружения до 2020 года. Способен ли военно-промышленный комплекс России справиться с проблемами и начать поставлять современное вооружение и технику, необходимые армии и флоту?
Об этом и не только читайте в эксклюзивном интервью лидера партии "РОДИНА", члена Комитета по обороне Госдумы РФ Алексеем Журавлёвым для ИА "Росинформбюро".
- Алексей Александрович, буквально на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин обозначил проблему: ОПК зависит от 640 позиций, которые поставляются из государств НАТО и Евросоюза. В основном это высокотехнологичные позиции – оптика и электроника. В авиации, например, это 80% комплектующих. И государство будет проводить импортозамещение. Как с этим справиться? Цифры-то астрономические…
- Ситуация на Украине, конечно, усложнила процесс модернизации нашей оборонки. Не исключаю, что для США это было одной из причин дестабилизации обстановки в соседнем и родственном нам государстве. Для понимания: только с одной Украиной общий портфель российских гражданских и военных заказов составлял около 15 млрд. доллпроа, или 8,2% ВВП страны. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывал 7-8 тысяч наименований, к сотрудничеству были привлечены 1330 предприятий. Более того, все российские вертолеты летают на украинских двигателях предприятия "МоторСич". Это и новейшие Ми-28Н, и Ка-52, и Ми-171. Все.
В год нам нужно не менее 600 моторов. А ещё есть газотурбинные установки для Военно-морского флота. Это ещё один огромный пласт военно-технического сотрудничества России и Украины. Нюанс, на котором у нас строится вся кораблестроительная программа. Так что, проблема действительно масштабная. Но надо понимать и то, что возникла она не вдруг. Процесс импортозамещения начался давно. Просто в нынешних политических реалиях он встал особенно остро. С одной стороны, это проблема. А с другой, это исторический шанс сделать рывок – и в технологиях, и в экономике. И будет преступлением такой шанс упустить.
- Столь сильное взаимопроникновение оборонного сотрудничества России и Украины - это угроза для безопасности нашей страны?
- Отчасти. Российский ВПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Но на это нужно время и деньги. Примером этого может быть идущая не один год работа по созданию производственных мощностей по выпуску вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 для наших вертолетов. Их производство организовано на базе петербургского ОАО "Климов". В советские времена «Климов» был конструкторским бюро, а "МоторСич" - серийным заводом. Мы приняли программу технического перевооружения ОАО "Климов", в рамках которой были подписаны контракты на приобретение оборудования на сумму более 600 тыс. евро и порядка 100 млн. рублей. На форуме "Армия-2015" в подмосковной Кубинке холдинг "Вертолёты России" отчитался о поставке ВВС первой партии полностью российских вертолетов Ми-8АМТШ-В.
Машины оснащены двигателями ВК-2500-03 с улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надежность и безопасность боевого применения. Кроме того, увеличен ресурс российских двигателей, что благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолётов. На вертолетах была заменена вспомогательная силовая установка украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП "Аэросила". ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска. Сегодня стоит задача наладить в Санкт-Петербурге производство не менее чем 450 двигателей в год. Пока "Климов" выпускал не более 100 моторов. Но согласитесь, что процесс уже пошёл.
Сложная ситуация с фрегатами дальней морской зоны, строящихся на заводе "Янтарь" в Калининграде. Двигатели для них поставляло украинское предприятие "Заря-Машпроект". Российская верфь получила двигатели только для первых трёх кораблей этой серии, до того, как Киев принял решение заморозить военно-техническое сотрудничество с Россией. Остальные придётся оснащать отечественными двигателями. Дмитрий Олегович Рогозин заявил, что из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство кораблей пришлось приостановить. Работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.
- У нас в стране три предприятия, которые занимаются производством морских силовых установок: "Коломенский дизель", "Уральский дизель" и завод "Звезда". Но вот качество этих установок...
- Эту проблему поднял и главком ВМФ Виктор Чирков, справедливо заметив, что "что через два месяца крышки на этих установках морская вода полностью разъедает". А двигатель "Звезды", презентованный на Морском салоне в Санкт-Петербурге, изготовлен фактически в Австрии. Где в России взять металл, из которого будут делать этот двигатель? У нас в России способны делать такие корпуса и такие детали? Нет. Так, что как понимаете, проблемы есть и они требуют решения.
- То есть, импортозамещение - это в большей степени отказ от взаимодействия с Украиной?
- До последнего времени Россия получала с Украины большое количество комплектующих практически для всех видов вооружений и военной техники. Например, украинское КБ "Южмаш" занималось сопровождением двух основных для обороноспособности России стратегических ракетных комплексов: тяжелой баллистической ракеты Р-36М2 "Воевода", больше известной по своему натовскому названию "Сатана", и УР-100Н. Первых у нас на вооружении 52, вторых - 40 штук. На этих машинах стоит более половины ядерных боезарядов сухопутной группировки стратегических ядерных сил сдерживания.
Также "Южмаш" сотрудничал с Россией в области космических запусков ракет-носителей "Днепр" и "Зенит". Зависят от авторского надзора украинских специалистов и системы наведения и управления российских ракет УР-100Н и РТ-2ПМ "Тополь", разработанные в советское время на харьковском предприятии "Хартрон" (бывшее НПО «Электроприбор») и киевском "Арсенале".
Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом "Вертолёты России", до 2016 года украинцы должны были поставлять нам 270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 ежегодно на сумму $ 1,5 млрд. Они предназначены для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35. Двигатели украинского производства устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 "Руслан". Помимо этого, "МоторСич" поставляет турбореактивные двигатели для стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35 и корабельных 3М10 и 3М24.
Украинские предприятия поставляли гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34. Оборудование николаевского предприятия "Зоря-Машпроект" - редукторы и газотурбинные установки - идут для новейших российских фрегатов проекта 22350. Черкасский "Фотоприбор", киевский "Арсенал" и львовская "Лорта" - основные поставщики систем наведения для танков, самолетов и зенитных ракетных комплексов. "Фотоприбор" также участвовал в проекте по созданию российских противотанковых комплексов "Хризантема", поставлял аппаратуру управления для вертолетов Ми-24. И это только небольшой срез проблемы, которую мы сейчас решаем. И опять же, хочу отметить, это сложно, это проблемно, но нам это нужно.
- Картина получается просто апокалипсическая…
- В любом случае, процесс импортозамещения рано или поздно надо было начинать. То, что производилось на украинских предприятиях для нашей техники, было далеко не новое, современное оборудование. Начав инвестировать в собственное производство, мы не только получим аналоги, но и будем стимулировать развитие собственной науки и промышленности. И это - главная цель правительственной программы. У нас составлены графики по импортозамещению, проанализировано наличие запасов комплектующих, готовимся к производству всех деталей, определены ответственные.
Небольшой пример: в 2016 году полностью завершится программа замещения отечественными аналогами украинских компонентов радиоэлектронной борьбы и авионики. Замещение западных комплектующих для авиации планируется завершить в 2017 году. На это потребуется 18 млрд. рублей. Программа проработана. После реализации Россия ни в коей мере не будет зависеть от импорта западных комплектующих в сфере авионики и РЭБ.
Производство двигателей для крылатых ракет и газотурбинных установок может быть налажено на Рыбинском НПО "Сатурн". Программа развития стратегических ядерных сил уже не предусматривает участие в ней украинских производителей. Новые ракетные комплексы стратегического назначения РТ-2ПМ2 "Тополь-М", РС-24 "Ярс" и морская Р-30 "Булава" созданы полностью на отечественной элементной базе. Также будет создана и новая тяжелая баллистическая ракета, идущая на смену Р-36М2 - "Сармат".
К проекту создания новейшего российского комплекса ПВО С-400 не был привлечен "Днепровский машиностроительный завод", который когда-то принимал участие в создании и производстве С-300. В России появились и собственные авиационные ракеты класса "воздух-воздух" Р-77 для истребителей МиГ-29, Су-27, Су-30 и Су-35. Подобные решения есть и в других областях, связанных с вооружением и военной техникой. Процесс импортозамещения идет и от нас требуется только настойчивость в достижении поставленных целей.
- А с точки зрения законодательной деятельности – чем Госдума может помочь нашей оборонке?
- На сегодняшний день многие мои коллеги из Госдумы и Совета Федерации поддерживают оборонно-промышленный комплекс. Лоббисты есть. Но к сожалению, нет системной работы и той структуры, которая бы полностью отражала интересы ОПК, армии и флота, а также частных оборонных предприятий. Мы приложим все необходимые усилия, чтобы после выборов 2016 года в Госдуме появилась новая политическая структура, ответственная и заинтересованная в развитии оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Чтобы в парламенте заработала настоящая системная сила.
Беседовали Дмитрий Литовкин и Софья Черепанова, ИА "Росинформбюро"